» » » EXECUTIVE.RU О Лене Карин

EXECUTIVE.RU О Лене Карин

Культурный код. Как превратить наследие страны в успешный стартап

Executive.ru 06 июля 2018 г.

Полный текст статьи

Лена Карин написала статью в помощь всем начинающим ремесленникам и социальным предпринимателям о том, как можно у нужно начинать планировать бизнес. Поделилась своим опытом.

Так как материал в журнале платный, мы для своих участников даем полный текст статьи.

 

Автор: Лена Карин, руководитель арт-мануфактуры «Про-образ» и проекта «Больше, чем покупка»

На поддержание культурной стратегии страны государство тратит всего 0,5% от ВПП и с каждым годом цифра уменьшается. Есть ли смысл искать в этой сфере источник успешного бизнеса? Мой опыт показал, что уникальные арт-объекты могут привлечь серьезные инвестиции и принести большие доходы.

Про идею

В 2002 году, я открыла творческую мануфактуру "Про-Образ" и начиная свой путь в бизнесе, я проигрывала тендер за тендером. Мои товары hand made были изысканны, но стоили дороже китайских брелоков и фонариков. Никто не хотел переплачивать за кропотливый труд неизвестного бренда. Однажды, я уловила досаду менеджера по рекламе: «Как объяснить директору, сколько труда вложено? Это же неочевидно». Я поняла — срочно нужна история, легенда или эмоция.

Изучая креативные запросы корпораций на имиджевую продукцию, вы обнаружите два типа заданий. В первом случае заказчики точно знают, что хотят, а во втором требуют: «идей нет, удивите нас». Вторых значительно больше.

На встречах с новыми клиентами, я часто слышу, что у них особая задача — сделать нестандартный подарок, сувенир или провести необычную акцию. Так говорит, примерно, каждый второй заказчик.

На рынке десятки тысяч студий и фабрик, но малок то готов работать на сложном рынке интеллектуальных подарков. Ниша свободна!

Моя задача: год от года, сезон за сезоном уметь удивлять. Источников креативного вдохновения для банков и нефтяных компаний не так уж и много. Но кризис идей легко победить, если построить концепцию на использовании культурных кодов, знакомых каждому россиянину.  

Тогда и появилась идея «подарков-цитат», ценообразование которых увеличивалось с культурным подтекстом. Мы с командой собирали подарок основываясь на цитатах любимых книг или фильмов.  Если в продаже нужного предмета не было, мы его делали сами. Появились тысячные тиражи, студия превращалась в мануфактуру. Один из первых проектов  подарок «Жизнь прекрасна и удивительна» с цитатами Остапа Бендера на блюдечке с голубой каемочкой и шелковый палантин «Красота страшная сила» с узором цитат из Фаины Раневской.

Со временем рынок подхватил идею, появилось несколько интересных команд работающих в этом жанре: сайт «Хеппи Партнерс», студия DEZA, группа «Лаврово» и другие. Они используют сказочных героев, легендарные истории или пословицы в названиях сувениров.

Зачастую, федеральные бренды тоже используют узнаваемые паттерны: картины художников на шоколадках «Объединенных кондитеров», цитаты писателей на футболках в «Проекте 111», стихи на фарфоровых блюдцах «ИФЗ».  Такие лимитированные серии увеличивают объемы продажи основного товара. 

 

Про деньги и инверсторов

Понятия среднего чека нет в арт-индустрии нет, но если изучить тендерные площадки прошлого сезона с ключами «сувенирная и рекламная продукция», то насчитаем миллиарды рублей: сравнимо с digital проектами. Часто встречаются преференции малому бизнесу и фабрикам народных промыслов. Среди участников конкурса такие не обнаруживаются. А зря: самое время предлагать интересные решения с культурной составляющей, придумывать, считать сметы, описывать значимость для будущих поколений.

Есть ли беспроигрышные варианты? Пожалуй, да. Хорошо продаются идеи, связанные с юбилейными датами. Один из моих любимых проектов  новогодний подарок «Зима. Свой почерк», приуроченный к юбилею А.С. Пушкина. Основа подарка  изысканная книга с работами гения о зиме, набор дополняли фильм «Метель» и ажурные снежинки из фарфора. Связь между заказчиком и Пушкиным была простой  свой почерк, который у каждого неповторимый. Книгу можно увидеть в музее «Пушкинский дом» в Санкт Петербурге.

Удача для всех, когда удается провести предварительное социокультурное исследование и превратить его в дизайн-вещицы. Как пример  наш проект по русским наличникам. Первый же клиент, увидевший презентацию, стал инвестором. Почти год изучали нюансы оконной резьбы. Искусствоведы-историки помогали в составлении каталога узоров. Мастера отливали фарфоровые изделия, созданные по рисункам этнографических экспедиций России. В итоге  получился подарочный альбом на двух языках и коллекция фарфоровых окошек сделанных по канонам. Клиент порадовал партнеров, мы музей прикладного искусства. Мы часто показываем этот подарок клиентам, как достойный пример вложений в наследие страны.

 

Про сроки и сложности

Как организовать производство?  Каждый решает по ситуации и возможностям. Издательский дом «Арбор», насколько я знаю, находят мастеров на знаменитых российских фабриках. Агентство «Верже» выискивает объекты в далеких странах. Типография «Тиссо» все делает самостоятельно.

Мы заказываем в социальных артелях— участников проекта «Больше, чем покупка!».

В самом начале, когда идея одобрена нужно экономить. Прежде всего, время. Дни улетают незаметно, особенно, когда идет активная работа с экспертами. Музеи и ученые живут в другом временном измерении и никогда не соблюдают сроков. Сколько бы вы ни считали увеличивайте сроки вдвое и добавьте месяц. Вложите эмоции и душу, но не верьте на слово никому и проверяйте факты. Интернет не помощник, придется идти в библиотеку и в архивы. Мир культуры не терпит суеты.

После того, как фактура для проекта собрана приходит время дизайнеров, идет период создания объектов и упаковки. Вполне вероятно, что собранная информация изменит первоначальный замысел. Так и должно быть  вы делаете новый продукт!

Изучайте технологию и ищите новое. Чем больше специалисты говорят, что это сделать невозможно, рецепты утеряны и технологии нарушены, тем интереснее будет результат. Сложный процесс уменьшает риск утраты первенства и гарантирует успех.

 

Про плагиат

Иногда идеи воруют. Защиты интеллектуальных концепций в России нет. Надо быть к этому готовым. Когда вы готовите презентацию, то степень деталировки зависит от уверенности в заказчике, от вашей репутации на рынке и от авторских технологий. Технологи можно защитить. Самый простой способ охраны идеи отправить себе заказное письмо или посылку с описанием, эскизами и образцом. Конверт положить в банковскую ячейку. Банк спрятать на конце иглы, иглу в шкатулке. Шутка!  Все проще: если вдруг горе-маркетолог найдет подручного исполнителя вашей задумки без вашего ведома, или случайному эксперту придет в голову оспаривать ваши интеллектуальные права, покажите ему штемпель на конверте.  

Ну, и помните: вы никогда не успеете воплотить все идеи. Делитесь ими. Проверено нашим 16-летним опытом. В нашей ячейке более 150 писем.