» » » РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА. Выручит hand made

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА. Выручит hand made

размещено в: Пресса о нас, События | 0

Выручит hand made

"Российская газета". 16 октября 2018 г.
Колонка о малом бизнесе и сохранении традиций

Лена Карин рассказала о своем новом подходе к развитию народных промыслов в проекте "Больше, чем покупка!"

Магазины народных промыслов ориентированы на иностранных потребителей

Полный текст статьи 

Издревле народные промыслы получали новое развитие, когда в стране случались кризисы или какие-то природные катаклизмы. Ремесленные работы давали возможность продержаться до нового урожая, занимали свободное время. Прошло несколько веков, но традиционные ремесла и новые товары hand made - по-прежнему палочка-выручалочка для тех, кто попал в сложную социальную ситуацию. Каждый, кто овладел творческим навыком, старается сделать его доходным, чтобы иметь средства к выживанию.

 

Выручит hand made

А много ли старинных ремесел сейчас используют для самозанятости или на сцену выходят новые технологии ручного труда? Если брать во внимание центральную часть России, то традиции вековой давности тут, несомненно, на слуху. Никому не нужно рассказывать, что такое гжель, хохломская роспись, вологодское кружево, дымковская игрушка, ростовская финифть. Все промыслы широко известны как бренды, но не востребованы большинством. Если устроить опрос на улице, то вряд ли многие скажут, что в доме есть хохломские ложки или гжельская керамика. Зато подтвердят, что на последней ярмарке были куплены куклы Тильды и мишки Тедди ручной работы.

Как получилось, что свое самобытное искусство уступило европейским ручным промыслам? Все дело в неправильном подходе. Про народные промыслы пишут сухие пафосные, лишенные жизни статьи - о ценностях, значимости, даже о политике. Работающие в этой сфере магазины ориентированы на иностранцев. Технологии сложные, не адаптированые для самостоятельного изучения. Это отталкивает. На фабрики не идут молодые кадры, отделы продаж неповоротливы. Предприятия живут от гранта к гранту, получают господдержку и иногда выезжают на ярмарки.

А ведь достаточно добавить ремеслу новое звучание, организовать, например, кружки детского творчества, где в современном ключе будут искать новые смыслы русским традициям, - и промыслы оживут. В рамках проекта "Больше, чем покупка!" мы часто рассматриваем заявки на поддержку социальных предпринимателей, которые хотят построить бизнес на народных ремеслах. И эти люди успешны, потому что внесли проверенные технологии в новый контекст.

Так, мастера "Семеновской слободы" расписывают фигурки экзотических животных из дерева в стиле хохломы и семеновской росписи. Дымковская керамика славится стильной росписью изделий с добавлением нестандартных традиций - обливных и молочных технологий. Мастерская Черниковой вдохновляет ярким примером нового прочтения русской росписи и мастерства изготовления валенок - тут и гибкие подошвы, и машинная вышивка, и возможность больших тиражей. Есть еще высококлассные примеры - Лавровская фабрика игрушки, "Лефортовский фарфор". Фабрики не боятся пробовать новое, работать над нестандартными заказами.

А всего лишь было достаточно изучить историю вопроса и придумать что-то самобытное. Тем, кто хочет пройти самостоятельный путь развития в народных промыслах, я хочу посоветовать: экспериментируйте, создавайте новое без страха нарушить каноны. От этого народные промыслы только выиграют.