» » » BUSINESS STORY. Как заработать на своих проблемах

BUSINESS STORY. Как заработать на своих проблемах

размещено в: Пресса о нас, События | 0

Добрый куш: как заработать на своих проблемах

Журнал Business Story. Июль 2018 г.

даже одно рабочее место для людей в сложной социальной ситуации больше, чем ни одного.

Полный текст статьи

Лена Карин занимается развитием социокультурных проектов в дизайн-группе «Про-Образ», которую основала в 2002 году. В прошлом году Лену пригласили руководить федеральным проектом «Больше, чем покупка!», чтобы тиражировать в регионы опыт работы с малыми мануфактурами.

При поддержке фонда «Наше будущее» проект производит коллекцию дизайнерских товаров — их создают социальные предприниматели из российских регионов. Для успешности бизнеса их основателям нужно преодолеть барьеры, которые мешают зарабатывать. Лена рассказала BS о том, как это сделать.

Они спасают умирающие деревни, промыслы и знают, что социальная продукция стоит значительно дороже, чем на ценнике, и торг здесь не уместен.

Чего боится социальный предприниматель?

Самое страшное, когда рассказываешь о своем социальном проекте, услышать вопрос: «И много ли вы на этом горе зарабатываете?». И чем тяжелее проблема: больные дети, незрячие сотрудники, умирающая деревня —тем больше страх показаться стяжателем, живущем на неправедные деньги. Мне знакомы их чувства, я сталкиваюсь с этим постоянно, когда развиваю проект или веду бизнес-курс «Новоделье». Мне часто хочется сделать все бесплатно, но тогда лучше уж бизнес не начинать, потому что за спиной команда, которая ждет успехов и денег. Зато я твердо знаю, что основные заблуждения можно преодолеть с пользой для общего дела.

Заблуждение первое — все должно стоить дешево

Социальный бизнес начинают люди с повышенным порогом душевной боли или внутренней ответственности. Стараясь решить проблему, они идут на различные компромиссы и часто действуют в ущерб себе и делу. Самые распространенная ошибка — низкая цена на товар: так можно максимально быстро получить деньги. Минимальная маржа запускает стандартные проблемы: кассовые разрывы, вымывание оборотных средств и как правило долги на зарплату. А ведь любому бизнесу нужны еще скидки и распродажи, премиальные выплаты и деньги на обучение новых сотрудников.

Часто в процессе разработки коллекций для малых производств, я вижу, как они порой боятся новых товаров дизайнерского качества. Читают технические карты и приходят в ужас от необходимости закупки средств малой механизации или нового оборудования. Вдруг не окупится?

К счастью, среди наших участников проекта «Больше, чем покупка!» есть знаменитые социальные бренды, достойные примеры для подражания. Их рентабельность выше среднего, а за товаром стоит очередь. Медовая фабрика в деревне Малый Турыш производит товары высочайшего качества: мед Соссо-Bello в модных баночках и карамельные ложки со стильными надписями. Не отстает от них и уникальная чайная фабрика BRONSKY, тоже расположенная в глубокой деревне под Архангельском. Представители этих фабрик: Михаил Бронский и Гузель Санжапова мечта любого фотографа — умные и модные. И продукция у них высоко качества с элементами ручной работы.

Что нужно сделать, начиная свой бизнес

  • Рекламу. Напишите о своем социальном проекте рассказ-историю — людям важно знать, чему они помогают.
  • Упаковку. Придумайте необычную, но простую упаковку, обязательно дайте изображение товара, а в идеале и вашего социального производства, напишите о качестве — это убедит людей, что они не жертвуют, а покупают.
  • Прайс. Просчитайте все затраты, включая скрепки на договоре с магазином, включите туда доставку продукции и новое оборудование, посчитайте себестоимость на разные тиражи и создайте свой прайс. Прибыль должна быть от 50 до 100%. Так вы можете вести гибкие переговоры.

Заблуждение второе — маленький бизнес никому не поможет

Очень часто мне приходится читать письма, где основатели бизнеса не уверены в его социальности. «Мы очень маленькая мастерская, цель которой дать работу родителям, потерявшим работу по инвалидности, но не смирившиеся с этим. Мы можем рассчитывать на поддержку?»— пишут из семейной артели «Толидело». Из мастерской «Рукотворчество», волнуясь, спрашивают по телефону: «А можно ли нам оформить заявку, если у нас всего пара сотрудников с ОВЗ, а остальные обычные люди. Мы пока не можем позволить себе больше».

Мало кто понимает, как жестоко устроен сейчас рынок труда. Социально незащищенных людей гораздо больше, чем может показаться: многодетные и одинокие матери, многочисленные пенсионеры, люди с ограниченными возможностями или с ментальной инвалидностью, люди без особого места жительства, выходцы из мест лишения свободы. Создавая для них рабочие места, важно соблюдать баланс, чтобы чувство ответственности перед сотрудниками не превратило бизнес в неповоротливую махину. Я слушаю выступления руководителей социальных проектов «Наивно? Очень!», «Авоська дарит надежду!», «Северная мануфактура» о достижении порога рентабельности, после сокращения команды и понимаю, что их опыт очень показателен. Они прошли путь от проблемы поиска денег на содержание большого коллектива до оптимального количества мастеров с ограниченными возможностями, которые получают достойную плату, позволяющую им жить и повышать свое качество жизни. Небольшие стабильные команды лучше, чем «галочки охвата» в отчетах социальных работников по трудоустройству.

Что нужно сделать, формируя команду

Штатное расписание. Напишите какие специалисты необходимы для бизнеса, и какие у вас есть. Главное, список сотрудников должен создать единый самодостаточный коллектив, без «дыр» в производстве и без лишних коллег «из жалости». Каждому можно найти место, немного изменив структуру бизнеса в сторону компетенций, которые доступны вашим сотрудникам.

Заблуждение третье — все деньги на решение задачи

Очень часто социальные бизнесы путают предпринимательскую деятельность с деятельностью некоммерческих организаций. Вместо того, чтобы покупать новые станки или делать ремонт на производстве, развивать отдел продаж и рекламную кампанию, позволить себе, в конце концов, достойную зарплату или выплату премиальных, руководители предприятий все свободные средства бросают на поддержку выбранной социальной стратегии. Иногда это сразу приводит к закрытию бизнеса, иногда он барахтается годами, если есть внешняя помощь из грантов и волонтеров. Постоянная борьба за выживание на коммерческой арене убивает мотивацию сотрудников.

В мае 2018 года я была восхищена смелостью директора проекта «Помогать легко», созданного в поддержку хосписа, которая на Красногорском слете социальных предпринимателей призвала всех не повторять ее многолетних ошибок и запомнить, что бизнес ради бизнеса — это самая глупая модель во вселенной.

Что нужно сделать, чтобы остаться на плаву

  • Годовой бюджет. Любой самой маленькой компании нужен этот документ. Он определяет минимальные затраты, которые вы понесете, даже если ничего не будете делать. Вы должны придумать как заработать на необходимое и запланировать прибыль. Иначе это не бизнес. Очень часто на этом этапе бизнес получает новые категории услуг и товаров и обнаруживается огромный потенциал.
  • План развития. Каждая артель должна мечтать стать фабрикой или хотя бы самой лучшей артелью, выиграть приз или международный конкурс. Бизнес, должен развиваться даже ради того, чтобы сотрудники видели, что есть команда, и у нее далеко идущие планы. Это само по себе очень социальная задача — сделать из коллектива команду. Команда поддержит в трудную минуту, когда все хочется бросить, поможет с идеями, затянет пояса и расправит плечи.

Рентабельность любого бизнеса — это сложный путь, ведущий к умению находить потребность и получать прибыль. В социальном бизнесе нужно запомнить — решать проблемы должно быть выгодно, чтобы постоянно удовлетворять нашу потребность к добру.